Торгово-экономическое сотрудничество

Начало развитию двустороннего торгово-экономического взаимодействия положено 71 год назад, когда 17 марта 1949 года было подписано Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве между СССР и КНДР. Режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле между двумя странами был установлен на основании советско-корейского Договора о торговле и мореплавании от 19 ноября 1960 года. Распад Советского Союза в 1991 году привел по известным причинам к кризису в торгово-экономических отношениях между нашими странами, что и по сей день накладывает отпечаток на сотрудничество в данной сфере.
В настоящее время основным инструментом взаимодействия России и КНДР в этой области является Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), созданной в 1991 году. В марте 2019 года в Москве состоялось 9-ое заседание МПК, в ходе которого стороны провели ревизию состояния дел в торгово-экономическом взаимодействии и наметили задачи по его дальнейшему развитию.
В течение минувшего года в рамках работы по реализации пунктов итогового протокола состоялся ряд мероприятий: заседание российско-корейской рабочей группы по решению вопросов трудовой миграции (май, г. Пхеньян), переговоры сопредседателей МПК Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики А.А.Козлова и Министра внешнеэкономических дел Ким Ён Чжэ (июнь, г. Пхеньян), заседание подкомиссии по транспорту (ноябрь, г. Пхеньян), заседание совместной рабочей группы по энергетике (декабрь, г. Пхеньян). Кроме того, высокопоставленная корейская делегация во главе с заместителем Председателя Кабинета Министров КНДР Ли Рён Намом приняла участие в Пятом Восточном экономическом форуме (сентябрь, г. Владивосток). 
Пакет жёстких резолюций СБ ООН, принятых в 2016 - 2017 гг. в ответ на развитие Пхеньяном своей ракетно-ядерной программы, повлек за собой ряд запретов на ведение международных финансово-валютных операций, экспорт ресурсов и перемещение грузов. Это крайне негативно сказывается на российско-корейском товарообороте.
Слабым звеном двусторонних отношений продолжает оставаться и секторальное сотрудничество. Привлечение северокорейской рабочей силы на протяжении ряда десятилетий являлось динамичным взаимовыгодным направлением. Однако подходы по организации трудовой деятельности корейских мигрантов в России были пересмотрены после принятия в 2017 году резолюции СБ ООН 2397, запрещающей КНДР использовать рабочую силу за рубежом после 22 декабря 2019 г.
Единственным реализуемым на территории КНДР инвестиционным проектом России остаётся модернизированный участок железной дороги Хасан-Раджин (51 км) и мультимодальный перегрузочный терминал раджинского порта, оператором которого выступает СП «РасонКонТранс». Несмотря на то, что его удалось изъять из-под действий санкционных резолюций Совета Безопасности ООН, фактически работа предприятия была приостановлена в конце 2017 года.
В наступившем году планируется провести 10-е заседание МПК, на котором будут рассмотрены актуальные вопросы двустороннего взаимодействия, намечены конкретные шаги по выполнению договоренностей, достигнутых на российско-корейском саммите во Владивостоке.